Добро пожаловать!


Вернуться назад

(не)Научные игрища старшеклассников

16.11.2021: В прошлом году в православной школе «Рождество» начал активную работу ещё один кружок – (не)Научное объединение старшеклассников (НОС). Активная деятельность началась сразу же и до сих пор не сбавляет ход. Одним из самых первых дел стали экологические уроки в классах в с первого по шестой. Ребята, которые попробовали себя в качестве учителей, сами разрабатывали уроки, готовили материал и были очень вдохновлены процессом и всеми идеями рационального потребления (которые сейчас так актуальны в современном мире). Руководители кружка (Мария Алексеевна Ухова и Елена Анатольевна Лобанова), конечно, с радостью на всё смотрели и помогали в подготовке. Захотелось не останавливаться на достигнутом, а, как говориться, расширить и углубить знания. Так и родилась идея (не)Научных игрищ старшеклассников. Концепция игры разрабатывалась с июня. Для эффективной подготовки даже образовалась специальное Объединенное Объединение Объединителей (эдакая секретная группа, генерирующая научные идеи в школе, Константин Константинович Холостов усилил группу Марии Алексеевны и Елены Анатольевны). Хоть разработка и частичная подготовка игры проводилась на базе кружка НОС, но участвовали в самих игрищах ученики 7, 8, 9 классов, которые в день игры оказались в школе.

Игнат Варакин, участник кружка и самой игры, решил поделиться рассказом: «Игрища состояли из предварительного и основного этапов. В предварительном этапе участники столкнулись с супер-кроссвордом, состоявшим более чем из ста слов, «аквариумом», в который можно было опускать ответы на научные вопросы и паззлом из таблицы элементов Менделеева. Также можно было пройти научный квест по теме: “Эко-энергетика” вместе с остальными участниками НОСа. Предварительный этап был для всех, школьников и учителей, даже некоторые первоклассники приняли в нём участие. А будущие участники основного этапа ещё и заработали на предварительном этапе баллы для своих будущих команд. Основной этап состоялся 16 ноября в актовом зале школы, заключался в интеллектуальной битве исследователей из школьников 7-9 классов.

Участники игры представили себя в Научно-исследовательском институте, НИИ. Каждая исследовательская лаборатория (команда) изобрела своё необычное название и расположилась на своём определённом этаже (наша, например, была на третьем). Возглавляли деятельность (вели игру) импровизированного НИИ старшие научные сотрудники Мария Алексеевна, Елена Анатольевна и Константин Константинович. Оценивал эту деятельность грантовый комитет из Василисы Александровны Никольской, Елены Владимировны Паршкиной, доктора биологических наук Александра Александровича Соловьёва (большого друга нашей школы). Возглавил грантовый комитет Владимир Васильевич Иванец.

В каждой лаборатории, как и полагается, был заведующий, ответственный за всю работу своих сотрудников. Лабораториям (командам) предстояло преодолеть ряд испытаний: сборка таблицы элементов Менделеева (по памяти на общей доске), «Научная копилка» (отвечали на весьма нелёгкие научные вопросы), «Загадочный МНС» (рассказывали о младшей научном сотруднике (Кощей, Колобок, Емеля, Незнайка) витиевато и иносказательно, «Эко-плакат» (рисовали плакат о компостной куче в афишном стиле). Заведующие же в это время держали речь перед научным советом института, убеждая, что компостная куча – экологично, полезно, практично и модно. А ещё «Немая научная сцена» (изображали без слов диффузию, эндемиков, выветривание и гравитацию), блиц-турнир «Эко-энергетика» (быстрые ответы на вопросы, очень быстрые!), «Лаборатория электромотажа» (думаете легко собрать светофор?!), «Лаборатория лингвистики» (нужно было перевести истории об одном ученом много, много, очень много иностранных корней, около 50 штук!), ну и «Экопроект» (решали экологическую проблему, предложив материалы, инструменты и необычные пути).

«Сначала мы (завлабы) собрались вместе и провели обсуждение “плюсов” использования компостной кучи в жизни человека и нашей школы. Затем каждый из нас представил грантовой комиссии подробный рассказ об этом с целью убедить её представителей, что наша школьная система компостирования нуждается в восстановлении» (Мария Казакова о конкурсе заведующих лабораторией). «Я работал в лаборатории имени Ломоносова, сотрудников не хватало, но мы справлялись с научной работой. Игра очень понравилась, но очень хотелось бы больше информатики и программирования» (Николай Мустафаев).

Многим участникам понравилось создание эко-проектов и сочинение сказок о научных сотрудниках. «Понравилось сочинять сказку про колобка заново» (участник из 8 класса). «Понравились загадки о “младших научных сотрудниках”, игра и музыка!» (Елена Анатольевна). «Понравились конкурсы: сочинение проекта, плаката, составление таблицы Менделеева, предварительный этап! Задание по разработке проекта развивает очень важные для человека в современном обществе навыки: уметь представлять и структурировать свои идеи, свой труд» (Василисса Александровна).

«Мы, организаторы, конечно, волновались. Долго придумывали испытания, подбирали визуальный ряд, музыку, даже шрифт на слайдах! Мне очень радостно от того, что человечки-учёные, нарисованные нашими НОСовцами стали символами игрищ ещё до основного этапа. Мы использовали в оформлении заданий, которые выводили на экран, экосимволику, которую разрабатывали к нашей Пасхальной ярмарке. Игра прошла на одном дыхании, а это было больше двух с половиной часов! Нам удалось реализовать все наши планы и почувствовать, что и другим участникам не хотелось окончания. Очень радостно от того, что для ребят это стало интересным и обсуждаемым событием. Особенную нелёгкую работу провело жюри: складывали, вычитали баллы, выслушивали ответы, оценивали одновременно эстетичность и научность, отгадывали, что изображено в научной сцене, считали латинские и греческие корни. И кроме этого комментировали каждое испытание, отмечая научные успехи лабораторий» (Мария Алексеевна).

Кроме бури эмоций, впечатлений от самих игрищ, а также новых навыков и знаний в области биологии, экологии, информатики, химии, физики и чуть-чуть лингвистики на игрищах можно было получить настоящий научный грант от грантовой комиссии. В итоге все команды получили от комитета научные гранты, и теперь компостную кучу можно реконструировать! Участники игры задаются вопросом, собираются ли организаторы проводить следующий сезон. По словам Константина Константиновича, главного инженера-электрика нашего НИИ, игрища ещё будут и повысится не только уровень их интересности, но и уровень научности.

P. S. Игнат советует: не забудьте заглянуть на собрание «НОСа» в пятницу после полдника, там интересно, научно, познавательно и замечательная компания.

Мария Алексеевна, Игнат Варакин и многие-многие другие...