Добро пожаловать!


Вернуться назад

Источник нравственности

Традиционно в стенах православной школы «Рождество» в ноябрьские дни собираются те, кто не равнодушен к судьбе подрастающего поколения, кого беспокоит, кем и какими вырастут сегодняшние школьники – беспокоит не только по долгу профессии, но по зову сердца. Это учителя, священники, а в нынешнем году – еще и родители. Все они – соработники на ниве просвещения и воспитания. И, естественно, что первые приветственные слова собравшимся сказали начальник Управления образованием Валерий Геннадьевич Коровкин и благочинный церквей Истринского округа протоиерей Димитрий Подорванов.

– То, что будет сегодня заложено нами в подрастающее поколение, – мы будем сами в будущем пожинать, – сказал отец благочинный. – Дети как губка, они впитывают не только хорошее, но и плохое. Наша общая задача – привить ребенку чувство добра, чтобы он сам мог различать, что хорошо, а что плохо. Сделать такую «прививку» можно, приложив много усилий, потрудившись самому, по примеру нашего общего Учителя, не боясь жертвовать собой.

– Главный наш учитель – Иисус Христос. Не потому только, что Он сам был вседающий, а еще и потому, что учительство без жертвенности невозможно. Именно таковых учителей владыка митрополит Ювеналий имел в виду, когда давал тему этих Рождественских чтений: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», – заметил на открытии образовательных чтений духовник православной школы «Рождество», настоятель Христорождественского храма протоиерей Александр Елатомцев. – Сегодня, как и во все времена, учитель должен не просто учить детей быть хорошими, а учить их жертвовать собой, своим же примером учить.

Две тысячи лет назад апостол Павел писал своему ученику Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступит время тяжкое. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». И как бы нам ни казалось, что именно наш век самый страшный, самый падший, самый неподходящий для благочестивой жизни, но слова эти были актуальны во все времена; и тогда, в евангельском мире, и сегодня, в мире современном, они одинаково пророчествуют и являются для всех нас предупреждением. По милости и любви Своей Господь дает нам время – время исправиться, стать лучше, и помочь в этом своим – да и чужим – детям.

– Последние времена наступают постоянно, а Церковь этому противостоит. И вместе с Церковью школа, учителя тоже находятся на передовой, – продолжает о. Александр. – Мы оглядываемся и видим, что дети, напитавшись от мира сего, зло в себе умножают. Человеческая природа уже испорчена не только в нравственном плане, но и в психофизической сфере: сколько больных детей рождается, у каждого второго какие-то отклонения, проблемы в физическом развитии или в психике. А на учителей все это сваливается в удвоенном размере, потому что родителям зачастую «некогда», они «деньги зарабатывают», полагая, что таким образом проявляют любовь к ребенку. Священник по закону не имеет права идти в школу, но он может и должен открыть мир веры учителю, чтобы тот нес его детям. И всегда все упирается в отдельно взятого человека. Ты или жертвуешь собой и делаешь дело, или не жертвуешь. Мне хочется поблагодарить учителей, которые делают это дело, а тех, кто только начинает, – ободрить.

Пример единственной православной общеобразовательной школы в районе – пример того, что жизнь существует наперекор смерти, что искренние усилия простых людей всегда вознаграждаются Господом. И если бы не дерзание о. Александра, если бы не его здоровый авантюризм, не было бы сегодня ни выстроенного буквально с фундамента светлого уютного школьного здания, ни многоопытного педагогического коллектива единомышленников, а самое главное – не было бы сотни детских улыбок, которые здесь встречают каждого. Гости Рождественских чтений каждый год с удивлением отмечают необыкновенную атмосферу школы «Рождество» – настоящего школьного дома для сотни ребятишек, нескольких десятков учителей и сотен мам, пап, бабушек, дедушек. А познакомиться с учебной и воспитательной жизнью школы собравшиеся, по традиции, могли на открытых уроках и в рамках обмена опытом.

В этом году на суд учителей и священнослужителей были представлены урок литературного чтения во 2 классе, урок математики в 3 классе и урок окружающего мира в 4 классе. На последующем обсуждении было отмечено, что школа работает по развивающей системе Эльконина-Давыдова: знания преподносятся ученикам не напрямую, а через квазиисследовательскую деятельность, то есть дети сами добывают и осваивают знания. Один из преподавателей дедовского лицея отметил: – Нам постоянно говорят о необходимости введения образовательных стандартов второго поколения, а здесь уже работают по ним, и даже в чем-то опережают. В этой школе учат учиться, что очень ценно.

Педагоги школы «Рождество» поделились с коллегами опытом празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сказать точнее, не празднования, не отмечания – а совместного проживания, переживания этой великой даты.
– В школьной программе о Великой Отечественной войне серьезно говорится только в 9 классе, но для учителя просто нестерпимо ждать до этого времени, чтобы поговорить с детьми, что такое Великая Отечественная война, как и почему она случилась, и как можно было в ней выжить – особенно не терпится говорить о ней в такой юбилейный год, – рассказывает заместитель директора школы по воспитательной работе Марина Митронина. – В процессе обсуждения с учителями мы решили, что не должно быть какого-то парадного мероприятия, ничего, что де-лается специально, чтобы отметить ту или иную дату, – мы должны это прожить, пережить вместе с учениками. Целый месяц с 8 апреля по 8 мая мы жили проектом «Дорога к Победе». Одна неделя – один год войны, и о событиях этого года мы говорили со всеми учениками школы.

Любимые песни учеников, которые они иногда по утрам, перед уроками, поют в гостиной третьего этажа, сменились военными песнями – учителя и дети пропевали, проживали, проплакивали их. На уроках рисования ребята создавали галерею портретов «Лицо солдата»: младшие школьники рисовали вымышленных солдат, а старшие – срисовывали с реальных фотографий своих прадедов или других воинов Великой Отечественной.

На уроках в начальных классах ребятам рассказывали о том, что им в силу возраста интереснее всего: о подвигах, о героях, а также об орденах и медалях. А если какая-то семья приносила в школу пиджак или парадный китель деда с медалями и орденами – для всей школы это становилось настоящим событием. Его торжественно вешали в одном из классов – и ребята могли подойти, посмотреть и даже потрогать. Школьники по-старше читали на уроках литературы лейтенантскую прозу, книги о войне, отдельный урок был посвящен военной поэзии. А по пятницам в гостиной все – и взрослые, и дети – смотрели военные фильмы: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Поп», «Завтра была война». Порой просмотр заканчивался общим молчанием, звенящей тишиной, когда просто невозможно выразить всю бурю эмоций словами, но в тебе уже что-то перевернулось, ты понял и осознал нечто очень важное.

Два общих дела в рамках проекта «Дорога к Победе» выделяются особо своей значимостью и глубиной. В рамках первого детям было предложено написать письма обо всем, что они знают о воевавших и переживших войну членах своих семей, а потом сложить их по-военному в треугольнички и повесить на стенды. Такого отклика, какой последовал, даже сами учителя не ожидали. Дети несли, и несли, и несли свои треугольнички, стенды ежедневно пополнялись. Кто-то писал целые рассказы, очерки, а кто-то ограничивался одной фразой «Мой дед погиб под Сталинградом». Приносили и настоящие письма с фронта, и похоронки. Впоследствии, чтобы сохранить это наследие, был издан альманах, куда вошли все-все детские треугольнички.

Для ребят начиная с 5 класса, дважды в неделю проходили так называемые «военные уроки», на которых предельно серьезно и подробно говорили о том, что всей нашей стране выпало пережить в годы войны. По словам учителя истории Елены Семериковой, которая их вела, главная цель этих встреч – чтобы слово «Победа» стало для ребят не просто звуком, а пережитой эмоцией, своим собственным переживанием. Известно ведь, что подростки воспринимают и запоминают только то, что зацепит их сердце. На уроках говорили об основных событиях, давали много новой информации, использовали современные технологии: интерактивные карты, кино- и фотоархивы.

И все же главным было не только дать теоретическое знание, но чтобы сердце каждого ученика отозвалось. Ведь многие современные дети не успели услышать живые рассказы о войне от ее очевидцев – своих прабабушек и прадедушек. И для них – что Куликовская битва, что Бородинское сражение, что Битва под Москвой – одинаково безликие события, не затрагивающие лично. А в рамках обоих проектов ребята получили то самое знание, которое «прочертило по сердцу». – Это был не учебный сюжет, а сердечный трепет. Победа для ребят стала именно событием, а не просто словом, – говорит Елена Викторовна. – И теперь, когда мы говорим о войне – у нас с ними общие воспоминания, общие эмоции, общий «культурный фон».

Подобными проектами, по словам директора школы Валерии Феликсовны Шварц, педагоги хотят донести до детей важнейшие мысли. – Для меня как директора школы внутренним камертоном стала мысль, высказанная на одном из семинаров для педагогов православных школ: «Перед вами всеми когда-то обязательно встанет один вопрос: какой посыл вы несете учащимся: «не ходите туда – там погибают» или «идите туда – там погибают!» Только ответив на этот вопрос, можно осознанно давать детям той или иной посыл.

Закрытие VIII районных Рождественских чтений состоялось 25 ноября в Костровской школе. Здесь присутствовали начальник управления образованием района, отец благочинный, заместитель главы администрации Костровского поселения Елена Павловна Раева, настоятель храма святителя Николая в селе Мансурово протоиерей Вадим Сорокин, директора школ района, духовенство и общественность. Присутствующие ознакомились с системой работы педагогического коллектива школы, посмотрели видеофильм-презентацию и слайд-фильм о преподавании Основ православной культуры. Затем под руководством директора школы Натальи Федоровны Корольченко и с участием всех приглашенных гостей прошли Рождественские чтения в 10 классе. Дети выступили с содержательными продуманными докладами и сообщениями, которые растрогали гостей своей искренностью.

Урок ОПК в четвертом классе с глубоким знанием предмета и высоким профессионализмом провела преподаватель Елена Леонидовна Пилипочкина. Педагогический такт Елены Леонидовны, ее работа с детьми младшего возраста вызвали искреннее восхищение присутствующих. Большое впечатление произвело на гостей школы экскурсионное знакомство с художественной росписью по дереву (Хохлома, Городец), с выставками работ учащихся. Учащиеся пятых-седьмых классов выступили с фрагментом общешкольного праздника «Рождество». В зале, украшенном большим панно с рождественскими сюжетами, ребята представили костюмированное рождественское действие.

Работу дня завершил Круглый стол. Участники констатировали накопление в районе большого положительного опыта совместной работы учителей и священнослужителей и пришли к выводам о хорошем уровне состояния преподавания курса «Основы православной культуры» в школах района и о необходимости дальнейшего совершенствования и выработки новых форм сотрудничества педагогических коллективов и духовенства района в деле духовного образования и нравственного воспитания школьников.

Вернуться назад