Добро пожаловать!


Вернуться назад

Татьяна Калмина

Десятый сентябрь в «Рождестве»

В новом учебном году православная школа «Рождество» отмечает свое 10-летие. За эти годы сделано очень многое: построено большое светлое и очень уютное здание, выстроена четкая концепция, в большую дружную семью влилось 130 учеников с родителями и 30 талантливых учителей.

Первое сентября. Первый учебный день начался в школе «Рождество» общим молебном. В храме детей было раза в два больше, чем взрослых, причем, не только школьников, но и их младших братьев и сестер. Дальнейшее действо язык не поворачивается назвать формальным словом «линейка» – нет, это было торжество, это было чудо, это была воплощенная в деяния радость. По традиции, каждое 1 сентября начинается каким-то общешкольным делом, призванным символически объединить учеников в большую семью. В этот раз ребята выложили из «кирпичиков» со своими именами название школы на большом панно, которое теперь украсит фойе школы. Каждый ученик запустил в небо воздушный шар с прикрепленной к нему запиской: «Здравствуйте! Школа «Рождество» встречает свой десятый сентябрь. Опустите, пожалуйста, эту карточку в почтовый ящик, чтобы мы узнали, куда долетела наша радостная весть. Спасибо!» А еще каждый первоклассник получил свой личный первый колокольчик – ребята со счастливыми улыбками и горящими глазами «давали» первый звонок много-много раз. В конце праздника все вместе пели любимые школьные песни «Город золотой» и «Дорогою добра». Первый урок в учебном году тоже был окрашен первосентябрьской радостью. А совместная трапеза по традиции объединила за столом и детей, и взрослых в одну большую школьную семью.

«Рождество» – школа особенная. В чем ее особенность, попытались осознать и озвучить сотрудники школы на традиционном августовском семинаре – главном разговоре в году, как называет его директор школы Валерия Феликсовна Шварц.

– Православная школа «Рождество» – это тема моей жизни, главная тема. Я рада была услышать мнения о нашей школе, многое мне созвучно, многое заставляет задуматься, – говорила директор в конце семинара. – Мне кажется, что единственное право и обязанность православной школы – искренне смотреть этому миру в глаза. Нам нужно сохранять великое мужество, чтобы говорить детям о мире правду. И показывать: у вас есть свобода выбора. Ребенок должен иметь этот выбор и знать, из чего выбирать. Это самая большая ценность, которую мы можем им дать.

В течение нескольких часов педагоги и другие работники школы обсуждали, какой должна быть православная школа в целом и какая она – единственная в своем роде православная школа «Рождество». Не хочется переходить на личные мнения, ведь не раз в течение разговора повторялось, что в школе есть только одно местоимение «мы» – а значит, представим общее видение ситуации.

О школе. Православная школа живет в двух плоскостях: горизонтальная – житейская плоскость и вертикальная – духовная. В горизонтальную входит все, что мы преподаем детям как информацию, весь учебный процесс. Духовная вертикаль – то неуловимое, что есть в каждом из нас. Православная школа должна обязательно развивать горизонтальную плоскость, не теряя это ощущение вертикали.

Путь православного человека – не самоактуализация, а самопреодоление. Православная школа – это тоже путь самопреодоления и учеников, и учителей. Мы готовим детей к узкому пути, он трудный, не все пойдут по нему, не все выдержат, но мы даем цель, к которой нужно стремиться.

Наша школа – школа деликатности. Через все содержание школьного курса очень деликатно, тонко идет продвижение детей к высшему, к Богу. И цель обучения – через преподавание отдельных дисциплин показать им, что божественное пространство – это не только Закон Божий, а весь окружающий мир – оно присутствует и в биологии, и в физике, и в истории. Мы все – в едином поиске, и это основа создания нашей особой атмосферы.

Об учениках. Если обычную муниципальную школу чаще выбирают по принципу близости к дому, и это пустая формальность, то нас более осознанно – это именно выбор родителей из нескольких вариантов. Некоторые дети к нам ездят за 50-60 километров, а некоторые семьи переезжают жить ближе к школе, чтобы сюда ходили их дети. И учиться к нам приходят не только дети, но и родители. Иногда – чтобы самим чему-то научиться, но иногда – чтобы в какой-то мере снять с себя ответственность, в надежде, что мы сделаем то, чего не сделали они.

При этом очень ценно то, что в школу детей не отбирают. И иногда к нам приходят дети, которых в других школах оттолкнули, и им у нас хорошо. В школе «Рождество» нет чужих детей – здесь все дети свои. И все делается во благо ребенка. Мы стараемся воспитывать детей так, чтобы они не боялись говорить правду. При этом в православной школе «Рождество» очень сложно учиться. Сложно потому, что на тебя не оказывается силового воздействия, потому что тебя не стращают. Ребенка тут будут любить, вкусно кормить, поддерживать – вне зависимости от того, как он учится. И именно поэтому учиться тут сложно.

Об учителях. Это школа, где учитель стоит на пьедестале, но при необходимости попросит у ученика прощения. В отношениях между учителями и учениками нет нравоучений, нотаций, мы принимаем детей такими, какие они есть. Каждый из нас старается меньше лицемерить – и уже одно это позитивно действует на детей. В православной школе нет лицемерия, но еще важнее, что в ней есть любовь.

Для самих педагогов важно, что здесь не существует примитивных рамок типа «я начальник – ты дурак», деликатность во всем – и в отношении к ученику, и в отношении старшего учителя к младшему, и в отношении администрации к педагогам. После такого «деликатного обучения» молодым педагогам хочется двигаться дальше, достигать большего. Инициатива здесь не наказуема, а это так важно для талантливого учителя. Но в ситуации, где нет давления, нет прикладных инструкций, нет страха, нужно обязательно работать над собой.

Духовник школы священник Александр Елатомцев дал такое определение школы «Рождество»: жизнь, стремящаяся к полноценности. И предложил три главных критерия православной школы: любовь к Божественной литургии, единое языковое пространство и ощущение дома, «мы» вместо «они».

Вернуться назад