Добро пожаловать!


Вернуться назад

Жатвы много, делателей – мало

Интервью с духовником православной школы «Рождество» священником Александром Елатомцевым

– Осенью 2006 года был подписан договор о сотрудничестве между районным Управлением образования и Истринским благочинием. Что изменилось в совместной работе за эти годы, какие новые виды и формы она приобрела?

– С момента подписания договора мы наконец-то начали планомерное сотрудничество со школами района в деле преподавания предмета «Основы православной культуры». Сегодня его могут посещать ученики шести школ района, и признанным лидером в этом деле по-прежнему остается Костровская школа. Это замечательный пример совместной плодотворной работы директора Натальи Федоровны Корольченко и протоиерея Вадима Сорокина, настоятеля Никольского храма в Мансурово. Преподавание не ограничивается несколькими уроками в неделю, но выражается в классных часах с участием священника, в детских субботниках на территории храма, в общешкольном праздновании Рождества, Пасхи и Дней славянской письменности и культуры, на которые приглашаются работники Управление образования и священники нашего благочиния.

– Можно ли сказать, что вы как священник сегодня удовлетворены ситуацией с преподаванием «Основ православной культуры» в школах района?

– Иногда возникают опасения, что работа-то делается, но пока она не послужила связи человека с храмом. Предмет «Основы православной культуры» пришел в школы, детям стала доступна ранее запрещенная информация, но по-прежнему существует два параллельных мира: мир, в котором они живут, и мир духовной культуры, о котором им пытаются рассказать. Но они сами пока не в этом мире, он для них просто некая преподаваемая на уроках информация.

– Но ведь в заявляемых целях преподавания и не стояло воцерковление детей? Иначе противников у предмета было бы намного больше.

– Политкорректные формулировки порой уводят нас от правды. А правда в том, что наши дети сидят в информационной «помойной яме», в которую им систематически подливают такую информацию, которая и их, и их родителей топит. И единственный способ выбраться – это не узнать о том, что существует другая жизнь, а встать, отряхнуться и вылезти из ямы. Хочется, чтобы дети спасались: то есть не только знали о православии, а реально спасались.

Увидеть российскую православную культуру – это значит начать ею жить, начать ей «пользоваться», ею дышать. А этим всем возможно заниматься только в церковной ограде. Спасти наших детей от растления может только соприкосновение – не теоретическое, а практическое – с этой самой культурой. Знакомим с ней в рамках школы мы их, конечно, теоретически, и мы не будем преступать этого порога. Но учитель, преподающий «Основы православной культуры», должен сам гореть этой верой, любить свою православную культуру. Когда человек говорит о том, что сам любит, его слушают, открыв рот.

Сегодня, к сожалению, из трех десятков учителей, несколько лет назад прослушавших профильные курсы повышения квалификации, предмет преподают лишь единицы. Это связано со многими причинами, но одна из них в том, что мало «горячих сердец», любящих православие и готовых преподавать православную культуру в школах. Проблема проста и вечна: жатвы много, делателей мало.

Поэтому хочу обратиться к нашим уважаемым учителям. Если вам больно видеть, как наши дети пропадают, то средство одно – нужно, чтобы огонек веры сперва зажегся внутри вас, и тогда вы сможете собрать необходимую информацию и пойти к ученикам. К слову, в этом учебном году на базе СОШ №2 города Истры также пройдут курсы повышения квалификации по предмету православной культуры. Подождем, увидим, сколько учителей, их окончивших, начнут вести урок в своих школах.

Какие еще совместные проекты, помимо ведения предмета «Основы православной культуры», подразумеваются и реализуются в соглашении о сотрудничестве?

– Это проведние Рождественских чтений, и с недавнего времени – Кирилло-Мефодиевских чтений. Они включают в себя конференции, круглые столы, паломничества, посещения детских домов и интернатов. Рождественские чтения стали значимым событием и в образовательной, и в духовной жизни района. Но нужно обратить более пристальное внимание на остальное время года, заполнить его новыми совместными мероприятиями. А чтобы они появились, необходима заинтересованность с обеих сторон – в таких условиях формы взаимодействия родятся сами. Так, в условиях глубокой заинтересованности духовенства, педагогов и родителей появилась наша православная школа «Рождество», которая сегодня открыта к сотрудничеству со светскими образовательными учреждениями и педагогами района.

На сегодняшний момент мои педагогические чаяния связаны в первую очередь с этой школой, духовником которой я являюсь. Сюда дети приходят и находятся в совершенно особой обстановке, в другом мире, но и в таких «стерильных» условиях большими результатами не похвастаешься. Однако возникает ощущение, что здесь ты дверь закрыл, утеплил окошки и топишь, понемножку согревая собравшихся внутри.

Вернуться назад