Добро пожаловать!


Вернуться назад

Спецпредмет – православная вера

Когда школа маленькая, ей проще стать единой семьей

В православную школу «Рождество» входишь как в музей: залитый светом колонный зал, совершенно микроскопическая, словно игрушечная, раздевалка с размашистой надписью «С добрым утром!», картины и иконы по стенам. Тут же – детские рисунки в солидных рамах и мудрые высказывания отцов церкви, стенды с фотографиями школьной жизни, на которых – улыбающиеся дети и учителя, малюсенькие уютные классы с окошками, глядящими на храм и живописные окрестности, круглое фойе с большим телевизором и ковром, на который хочется именно усесться, обойдясь без помощи стульев. Наконец, просторная – по сравнению с остальными помещениями – столовая, запоминающаяся очаровательными тарелками с совершенно неказенными красными маками, старинным полифонном (музыкальный инструмент прошлого века) и громким медным колокольчиком, призывающих всех ко вниманию.

Только назвать эту школу «музеем» – значит, обидеть людей, стоящих у ее основ. Потому что в музее все «ненастоящее», искусственно собранное в одном месте, то, до чего нельзя дотронуться. А здесь – очень живая, рабочая, семейная атмосфера. Здесь все движется, бурлит, волнуется – процесс обучения и воспитания не может быть сухим и статичным. Да и учатся здесь совершенно обычные дети, и учат их совершенно обычные взрослые. Но почему-то сюда приходят, чтобы не «отсидеть/провести часы», а чтобы прожить эти минуты полной и насыщенной жизнью. Здесь уютно и тепло, как в отчем доме. Здесь даже родителей к директору не «вызывают», а «приглашают», и поводы очень часто бывают позитивными. В чем секрет такой несвойственной рядовым школам атмосферы, мы узнали у ее директора Валерии Феликсовны Шварц и духовника, священника Александра Елатомцева.

Священник Александр: «Чтобы школа жила и процветала, на это надо тратить все свое время и силы. И тратить всем: директору, духовнику, учителям, родителям и ученикам, иначе успеха не добиться. Наша школа не государственная, не казенная, и не просто частная – с платным образованием, а школа приходская. Приход – это не просто собрание случайных людей, но совершенно особая общность людей, единых в вере, в своих целях и в выбранном пути. В нашей школе мы – педагоги, дети, родители – всегда вместе. В учебе, на отдыхе, в церкви – мы все единая семья. Пока школа маленькая, на это созидание общей школьной семьи есть и силы, и возможности».

Валерия Феликсовна: «Сегодня в нашей школе учатся порядка 60 детей с первого по седьмой класс. К слову, прошлый учебный год мы заканчивали с сорока учениками, то есть прирост числа обучающихся составил 50%. Это и набранный первый класс, и новые ученики в другие классы. И надо понимать, что зачастую дети переходят к нам школу не от спокойной жизни в бывшей школе, приходят с нерешенными задачами, проблемами».

Священник Александр: «Ребенок, пришедший из другой школы, около года тратит на то, чтобы освоиться, – добавляет батюшка. – Он поначалу не может понять, как себя надо вести: все вокруг такое новое и все такие странные. Для него становится открытием, что бывают такие школы, в которых, если директор или духовник позвал тебя к себе в кабинет, это не значит, что ты обязательно будешь наказан. На тебя обращают внимание не потому, что ты провинился, а просто потому, что педагогу интересно с тобой взаимодействовать».

Валерия Феликсовна: «При том, что в нашей школе детей ждет большая нагрузка, полный «рабочий» день, новые предметы и занятия, желающих учиться у нас с каждым годом становится все больше и больше. Классы начальной школы по количеству учащихся приближаются к допустимому у нас максимуму – 15 человек, в то время как в старших классах учеников меньше. У нас есть стремление приблизить образование к гимназическому, поэтому гуманитарные предметы: языки, история искусств преподаются в большем объеме, дети изучают также «Закон Божий» и в полном объеме проходят программу музыкальной хоровой школы».

Как оказалось, вот уже второй год школа «Рождество» сотрудничает с хоровой школой «Камертон»: приезжающие педагоги проводят уроки по таким дисциплинам, как хор, сольфеджио, инструмент. Основная часть уроков общеобразовательной программы проходит до обеда, а после дети занимаются выполнением домашней работы, посещают бассейн, занимаются дополнительным образованием.

– Любой ли ребенок может стать учеником школы «Рождество»?

Священник Александр: «Конечно, определенный отбор детей есть. Но это отбор не по показателям успеваемости ребенка и материальных возможностей (все-таки школа платная), а по готовности родителей жить по принципам православной веры и в вере воспитывать ребенка. Первое и самое главное правило – чтобы в храм ходили и детей своих водили. Есть это – значит, мы единодушны с родителями по целям и задачам воспитания. Второе правило нашей школы – отсутствие дома у детей свободного доступа к телевизору (либо вовсе его отсутствие, либо просмотр передач только под контролем и по осознанному выбору родителей). Зависимость от телевизора – не детский, а родительский порок, и тем, кто хочет видеть своих чад в числе наших учеников, приходится его в себе искоренять. Конечно, бывают случаи, когда родители пытаются усидеть на двух стульях: им понравилось внутреннее убранство школы, царящая в ней атмосфера, но при этом они не хотят ничегошеньки менять в своей жизни - приходится с такими расставаться. Просто есть школы, где спецпредмет, например, музыка. И если при всей необходимости домашней подготовки ребенку дома родители не дают инструмент и не позволяют заниматься, то он «не тянет» программу, и школа с ним расстается. У нас спецпредмет – православная вера. Это наша специфика, нравится или не нравится это родителям, ущемляет или нет это их права (а случаются обвинения и в таком)».

– И все-таки кто же в итоге становится учениками школы?

Валерия Феликсовна: «Контингент наших учащихся достаточно широк. Это и жители Дедовска, Истры, других населенных пунктов района, и москвичи. Так, например, один московский священник водит к нам трех из семи своих детей. Другой батюшка, из Уфимской епархии, специально снимает дом неподалеку и переехал сюда с семьей, чтобы ребенок имел возможность учиться в нашей школе».

– Перефразируя Грибоедова, хочется спросить: «А учителя кто?»

Священник Александр: Это и постоянные работники школы и совместители – всего 16 человек. Нашим педагогическим составом могла бы гордиться любая школа: более половины наших учителей имеют высшую квалификационную категории. У отбора преподавателей тоже есть свой принцип: или это должен быть воцерковленный человек, или хотящий и готовый воцерковляться. Обычная ситуация: на праздник дети идут в храм, при этом учитель не их «ведет», выполняя сугубо сопроводительную роль, а сам идет молиться, исповедоваться, причащаться, потому что он сам верит в Бога. Дети видят учителя молящимся, причащающимся – это лучше и эффективнее любых самых громких слов о вере.

Валерия Феликсовна: «Мы подчеркиваем, что воспитание в школе стоит наравне с образованием. У нас реализуется большой пласт работы, который связан с духовным воспитанием детей: спектакли, паломничества. Наши спектакли – это целый пласт школьной жизни. Из года в год мы приглашаем режиссера, чтобы поставить новый спектакль. Каждый спектакль очень долго и трудно готовится – к Рождеству или к Пасхе – и в итоге становится большим семейным праздником. Среди постановок школы – «Снежная королева», «Лев, колдунья и платяной шкаф» (из «Хроник Нарнии»), «Аленький цветочек». Это большое со-творчество, со-трудничество многих людей, включая родителей. Результат можно увидеть на наших внутришкольных вечерах и на больших концертах, устраиваемых в Истринском благочинии к Рождеству и Пасхе. А результат нашей работы по обучению и воспитанию подрастающего поколения будет виден нескоро и не так явно, как хотелось бы. Но мы верим, что посаженное и бережно поливаемое и удобряемое зерно рано или поздно прорастет.

Вернуться назад